Сколько компаний присоединилось к этой инициативе? Как нанесение специальных меток отражается на цене продукции? И как сами производители относятся к нововведению? На вопросы в эфире программы «События. 25-й час» телеканала ТВЦ ответил Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
– Не все знают, что такое маркировка товаров. И вообще зачем она нужна.
– Если вы помните, маркировка у нас началась с алкогольной продукции. Когда 15-20 лет назад народ начал употреблять разные суррогаты, метиловый спирт, травиться. Люди погибали. И было принято такое решение. Единственное, что все-таки маркировка алкоголя немного отличается. Во-первых, там акцизная марка. Но при этом потребитель четко понимает, что товар прошел сертификацию, контроль качества и его можно безопасно употреблять. Затем с учетом того, что в стране возникла большая проблема нелегальной промышленной продукции – причем, разных отраслей, не только потребительского рынка, мы сегодня говорим и о маркировке леса, и о маркировке труб, запчастей. Но прежде всего, вопрос стоял о той продукции, которая доходит до конечного потребителя. Это продукты питания, это легкая промышленность, это парфюмерная продукция, фотокамеры, шины, табачная продукция. В будущем, наверное, будет широкий спектр продуктов питания. И мы проводим эксперимент по молочной продукции. И было принято такое решение, чтобы потребитель четко понимал весь путь продукции – от производителя до конечного продавца и мог с использованием простого приложения, которое можно бесплатно закачать в свое мобильное устройство, получить по этому продукту всю необходимую информацию.
– Уже есть какие-то первые результаты от введения маркировки? Как их можно оценить?
– Конечно. Во-первых, мы уже провели первые пилоты и уже ввели обязательную маркировку меховых изделий. Буквально за несколько лет объем рынка увеличился в 10 раз. Мы начинали с 300 тысяч изделий и думали, что это весь рынок. Понимали, что не весь, но по статистике это был весь рынок. Сейчас это уже более трех миллионов в год. То есть объем в денежном выражении увеличился в несколько раз. И мы считаем, что это был очень удачный проект. После этого у нас введена обязательная маркировка табачной продукции, обуви. Очень хороший пример: у нас сегодня в системе по лекарственным препаратам уже зарегистрировано более 20 тысяч компаний — это и производители, это и продавцы, это и оптовики, и импортеры. Но уже сейчас, по данным Росздравнадзора, в 2,5 раза уменьшился оборот нелегального оборота товара. А по онкологическим препаратам объем фальсификата сократился в 10 раз.
– Процесс маркировки переживает определенный период эксперимента. Кто-то присоединяется. Люди получают какие-то бонусы?
– Вы знаете, как у нас говорят: колхоз – дело добровольное. Так и здесь. В эксперименте участие добровольное. Просто в процессе эксперимента ты можешь подготовиться к тому, как будет действовать уже обязательная маркировка. Например, по шинам зарегистрировалось уже более 700 участников, по товарам легкой промышленности – более 5 тысяч участников. И 3,5 тысячи уже поставили программное машинное обеспечение себе. Как правило, та отрасль, где внедряется маркировка, готова к ее внедрению. И проблем у нас на сегодняшний день не возникало.
– Что будет с ценами на маркированные товары? Могут они повыситься? Одно дело шубы, которые стоят десятки или сотни тысяч рублей (там, можем быть, стоимость маркировки будет незаметна), а как быть с лекарствами, которые необходимы людям?
– Что касается шуб. Там у нас применяются радиочастотные метки. Они условно дорогие, стоят порядка 18 рублей. На шубах это несильно сказывается. Что касается других групп товаров, у нас цифровой код Data Matrix с криптозащитой. Подделать практически невозможно. Он идентифицирует каждую единицу товара. Что касается цен: 50 копеек – стоимость кода. При установке самого дорогого оборудования, еще дополнительная нагрузка на единицу товара (мы считали с экспертами, экономистами) не более 4 копеек. То есть мы не считаем, что будет какое-то удорожание товара. Наоборот, мы рассчитываем, что будет снижение цены, потому что рынок будет обеляться. Будет честная прозрачная конкуренция. С рынка будут вытесняться недобросовестные продавцы и производители. Для честных открываются новые ниши. Я уже не говорю, что многие у нас есть импортеры, которые при ввозе товара на территорию Таможенного Союза, просто пытаются занизить стоимость этого товара, чтобы не платить НДС, не платить пошлины, которые существуют. И, конечно, те, кто производит товар в нашей стране, от этого очень сильно страдают.