Изопропилнитрат — бесцветная легковоспламеняющаяся жидкость с эфирным запахом, нерастворимая в воде и смешивающаяся с органическими растворителями. Использовался в качестве присадки в дизельное топливо для увеличения цетанового числа.
Изопропилнитрат | |
---|---|
Общие | |
Систематическое наименование |
Изопропилнитрат |
Хим. формула | CH3-CH(CH3)ONO2 |
Рац. формула | C3H7O3N |
Физические свойства | |
Состояние | бесцветная жидкость |
Молярная масса | 105,09 г/моль |
Плотность | 1,036 г/см³ |
Термические свойства | Температура |
• плавления | -82,5 °C |
• кипения | 101,5 °C |
Классификация | |
Рег. номер CAS | 1712-64-7 |
PubChem | 15575 |
Рег. номер EINECS | 216-983-6 |
SMILES |
CC(C)O[N+](=O)[O-]
|
InChI |
1S/C3H7NO3/c1-3(2)7-4(5)6/h3H,1-2H3
GAPFWGOSHOCNBM-UHFFFAOYSA-N
|
ChemSpider | 14818 |
Химическая формула
CH3-CH(CH3)ONO2
Внешний вид
Бесцветная или желтоватая жидкость с характерным запахом.
Применение
При добавлении 0,5% масс изопропилнитрата к прямогонному дизельному топливу его цетановое число увеличивается на 5 единиц.
Также изопропилнитрат использовался в качестве монотоплива для привода турбонасосных агрегатов зенитных ракет 3М8 системы 2К11 «Круг» и всех ракет ЗРК С-75. Обладающий в сравнении с ВПВ лучшей энергетикой и менее опасный в обращении, но уступающий ей в плотности. Турбонасосный агрегат нагнетает жидкие компоненты топлива в камеру сгорания двигателя ракеты.
Механизм действия
Механизм действия присадки заключается в ускорении предпламенных реакций, способствовании разветвлению окислительных цепей и образованию новых реакционных центров.
Эффективность присадки зависит от химического состава топлива. Цетановое число прямогонных дизельных топлив повышается в большей степени, чем топлив, содержащих продукты вторичных процессов. Чувствительность топлива к присадке уменьшается с повышением содержания ароматических и непредельных углеводородов. первые порции присадки повышают цетановое число значительнее, чем последующие. Поэтому добавление присадки к топливам в количестве более 2% нецелесообразно.