Несимметричный диметилгидразин — химическое вещество, производное гидразина, компонент высококипящего ракетного топлива. В качестве окислителя в паре с НДМГ часто применяется тетраоксид диазота, чистый или в смеси с азотной кислотой, известны случаи применения чистой кислоты и жидкого кислорода. Для улучшения свойств может использоваться в смеси с гидразином, известной как аэрозин.
| 1,1-Диметилгидразин | |
|---|---|
| Общие | |
| Систематическое наименование |
1,1-диметилгидразин |
| Традиционные названия | Несимметричный диметилгидразин (НДМГ), «гептил» |
| Хим. формула | C2H8N2 |
| Рац. формула | (CH3)2NNH2 |
| Физические свойства | |
| Состояние | жидкое |
| Молярная масса | 60,1 г/моль |
| Плотность | 0,79 ± 0,01 г/см³ |
| Энергия ионизации | 8,05 ± 0,01 эВ |
| Термические свойства | Температура |
| • плавления | 216 К, −57 °C |
| • кипения | 336 К, 63 °C |
| • вспышки | 5 ± 1 °F |
| Пределы взрываемости | 2 ± 1 об.% |
| Давление пара | 103 ± 1 мм рт.ст. |
| Классификация | |
| Рег. номер CAS | 57-14-7 |
| PubChem | 5976 |
| Рег. номер EINECS | 200-316-0 |
| SMILES |
NN(C)C
|
| InChI |
1S/C2H8N2/c1-4(2)3/h3H2,1-2H3
RHUYHJGZWVXEHW-UHFFFAOYSA-N
|
| RTECS | MV2450000 |
| ChEBI | 18853 |
| Номер ООН | 1163 |
| ChemSpider | 5756 |
| Безопасность | |
| ЛД50 | 122 мг/кг (крысы, орально) 100 мг/м3 4 часа (морские свинки, при экспозиции) |
| Токсичность | высокотоксичен |
| NFPA 704 |
|
Основные сведения
НДМГ — бесцветная или слегка желтоватая прозрачная жидкость с резким неприятным запахом, характерным для аминов (запах испорченной рыбы, схож с запахом аммиака, очень похож на запах шпрот), летучее вещество, температура кипения +63 °C.
Температура кристаллизации −57 °C, плотность 790 кг/м³. Хорошо смешивается с водой, этанолом, большинством нефтепродуктов и многими органическими растворителями. Гигроскопичен, поглощает влагу из воздуха, что приводит к снижению удельной тяги двигателей (100 м/с на каждые 0,5 % воды в составе смеси).
Самовоспламеняется при контакте с окислителями на основе азотной кислоты и тетраоксида диазота, что упрощает конструкцию и обеспечивает лёгкий запуск и возможность многократного включения ракетных двигателей.
Взаимодействие НДМГ и его водных растворов с азотной кислотой протекает бурно. Воспламенение происходит до 50%-й концентрации водного раствора. Растворы меньшей концентрации реагируют с образованием соли азотной кислоты. НДМГ термически стабилен до +350 °C. В интервале +350…+1000 °C продуктами разложения являются аммиак, амины, синильная кислота, водород, азот, метан, этан, смолистые и другие вещества.
Используется в качестве топлива ракет с окислителем тетраоксидом диазота:
К преимуществам пары НДМГ+АТ относятся:
- превосходит пару кислород + керосин и пару кислород + водород по плотности (1170 кг/м³ против 1070 кг/м³ и 285 кг/м³ соответственно),
- самовоспламеняемость при контакте топливных компонентов,
- возможность длительного хранения ракет в заправленном виде при нормальных температурах.
К недостаткам НДМГ+АТ относятся:
- токсичность,
- канцерогенность,
- вероятность взрыва НДМГ в присутствии окислителя,
- меньший удельный импульс, чем у кислородно-керосиновой пары,
- НДМГ заметно дороже керосина, что существенно для больших ракет.
Прочие свойства:
- большая взрывоопасность по сравнению с кислородно-керосиновой парой, но меньшая по сравнению с парой водород + кислород.
Применение
НДМГ применялся и применяется в жидкостных реактивных двигателях
- американских ракет «Дельта», «Тор-Аджена», «Титан» и космического корабля «Аполлон»;
- советских, российских и украинских ракет-носителей «Протон», «Космос», «Циклон» , «Днепр» и МБР «Р-16 (SS-7)», «Р-36 (SS-9)», «УР-100 (SS-11)», «МР УР-100 (SS-17)», «Р-36М (SS-18)», «УР-100Н (SS-19)» ;
- китайских ракет семейства «Чанчжэн»;
- французских ракет семейства «Ариан», РН «Вега»;
- индийских ракет семейства «GSLV», РН «PSLV»;
- пилотируемых («Союз») и грузовых («Прогресс») космических кораблей;
- спутников, орбитальных («Мир», «МКС») и межпланетных станций.
История создания
В 1949 году ГИПХом было получено авторское свидетельство на несимметричный диметилгидразин как эффективное пусковое ракетное топливо, обладающее рядом уникальных свойств по сравнению с горючим ТГ-02, в пять раз меньшим периодом задержки самовоспламенения, меньшей зависимостью от температуры и повышенной энергетической эффективностью (удельный импульс с АК на 10 единиц выше, чем у ТГ-02).
Пожароопасные свойства
Легковоспламеняющаяся жидкость. Температура вспышки −15 °C; температура самовоспламенения 249 °C; концентрационные пределы распространения пламени 2—95 % об.
Средства тушения: распылённая вода, воздушно-механическая пена, порошки.
Токсичность
НДМГ — высокотоксичное и летучее вещество. Например, его канцерогенные свойства используются в исследованиях для получения у крыс колоректальной карциномы. Гептил обладает сильным токсическим и мутагенным действием. Действие на организм человека: раздражение слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и лёгких; сильное возбуждение центральной нервной системы; расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), в больших концентрациях может наступить потеря сознания.
Получение в промышленности
НДМГ получают из диметиламина, являющегося крупнотоннажным продуктом органического синтеза, в две стадии через N-нитрозодиметиламин:
N-нитрозодиметиламин тоже является высокотоксичным и канцерогенным веществом.
Хранение
Гидразинные горючие отличаются низкой химической стабильностью в контакте с атмосферой, однако практически не вызывают коррозии конструкционных материалов в паровой и жидкой фазах. Для хранения НДМГ используют резервуары из низкоуглеродистых сталей, установленные наземно или заглублённо. Так же, как и тетраоксид диазота, НДМГ хранят под давлением азота в насыщенном состоянии.
На воздухе НДМГ взаимодействует с кислородом, при этом образуются 1,1,4,4-тетраметилтетразен, аммиак, диазометан, полиметилены, смолистые вещества основного характера. Наиболее опасные продукты таких реакций — канцерогены и мутагены (СН3)2NNО и СН2N2.
Транспортирование
Транспортирование НДМГ осуществляют в основном железнодорожным и автотранспортом. Авиационные и водные перевозки в России крайне редки.
Гидразинные горючие транспортируют в железнодорожных и автомобильных цистернах вместимостью 40—60 м³, изготовленных из малоуглеродистых сталей. Для исключения контакта горючего с атмосферой в железнодорожных и автомобильных цистернах поддерживается избыточное давление азота 100—150 кПа.
Переработка и нейтрализация
Нейтрализация проливов возможна посредством абсорбции шунгитом.
НДМГ можно нейтрализовать путём каталитического гидрирования с образованием (CН3)2NН и NН3. Загрязнённые им воды можно очищать каталитическим окисленим перекисью водорода.
Накопленные в военных целях запасы 1,1-диметилгидразина можно использовать в качестве сырья для получения полиуретанов, ПАВ, ингибиторов коррозии, биологически активных веществ, химфармпрепаратов, удобрений с микроэлементами.